Змеи – удивительные существа, которые не оставляют никого из людей равнодушными. Змеи издревле ассоциировались с физическим и духовным исцелением. В греческой античной мифологии бог врачевания Асклепий изображался в облике бородатого, одетого в длинный плащ мужчины, опирающегося на посох, вокруг которого обвивается змея. Изображение змеи стало символом медицины во всем мире.
Сбрасывающие кожу змеи ассоциируются с обновлением и воскрешением. В Библии (псалом 57) говорится о том, что гадюки не слышат. Отталкиваясь от принципа, согласно которому подобное лечат подобным, яд гадюки использовался для исцеления от глухоты и различных заболеваний уха. Известно, что в случае опасности гадюка-самка заглатывает своих детенышей, а когда угроза минует, она выталкивает их из себя.
В Талмуде змеи ассоциируются с благосостоянием и богатством. Если во сне убьешь змею, это служит предупреждением о возможной потере всего состояния.
Моисей и Аарон показывают фараону чудеса со змеями. По рисунку Шнора фон Карольсфельда
Змея соблазнила Еву съесть яблоко, сорванное с Древа познания добра и зла, что привело к изгнанию Адама и Евы из рая. Они потеряли свою невинность и впервые ощутили стыд и вину. Змея указывает на то, что непослушание ведет к серьезным последствиям. Фото
Порой нам встречаются изображения орла, держащего в когтях змею, что отражает господство духовного над природной злой силой змеи и архетипным представлением о конфликте между добром и злом.
Змеи ассоциируются также с сексуальной энергией.
Ядовитые змеи с древнейших времен были предметом особого поклонения. Офиолатрия – так называется обожествление змей. Змеепоклонничество сохранилось: в наши дни можно видеть живописный полный риска леденящий душу танец, который исполняют жрецы знаменитых культов змей Мьянмы (Бирма). Объектом поклонения является королевская кобра - крупнейшая в мире ядовитая змея: ее длина достигает пяти метров. Кобра считается одной из самых агрессивных змей. Намереваясь атаковать, она встает на хвост, и передняя ее часть тела, поднятая почти вертикально, составляет в длину не менее метра. Встречаясь с этой величественной представительницей фауны, человек старается увеличить расстояние, отделяющее его от кобры. У жрицы змей из Мьянмы совершенно другая задача - станцевать со своим ядовитым божеством.
Лишь только определено место нахождения королевской кобры, жрица начинает свое представление прямо перед коброй, на расстоянии одного-двух метров. Подолом своего длинного платья она манипулирует наподобие матадора и очень умело уклоняется от смертоносных бросков. Вскоре одеяние жрицы становится сырым, по нему стекают золотистые капельки яда. Самая главная опасность еще впереди. В конце своего представления жрица внезапно наклоняется вперед и целует кобру. Иногда в голову, иногда прямо в губы. Девушка повторяет это дважды. Затем медленно пятится, присоединяясь к остальным змеепоклонникам и давая возможность змее ретироваться. Змея это совершает, причем весьма поспешно. Танец завершен, божество удалилось.
Как же учатся танцам с коброй? Девочки с раннего возраста проходят подготовку на неядовитых видах змей или «холодных» (лишенных ядовитого зуба) кобрах. Их задача - досконально изучить поведение и движение змеи, чтобы суметь заранее, за долю секунды предвосхитить их нападение. Танец жрицы имеет особое музыкальное сопровождение. Оно отвлекает внимание или даже гипнотизирует змею, снижает скорость, точность ударов.[img]http://http://trinixy.ru/pics3/20081105/podb/3/snakes_28.jpg[/img]
У жрецов змеепоклонников переняли опыт заклинатели змей.
Английский писатель Лоуренс Грин в своей книге «Последние тайны Африки» пишет:
«Заклинание змей - удивительная и опасная профессия. Почти все заклинатели, которых я знал, умирали от укусов своих змей. Эти бесстрашные люди никак не могли овладеть одним секретом - как остаться в живых.
Мне кажется, что искусство заклинания змей возникло в Египте, который был колыбелью многих искусств. Змеи - бич египетской деревни. Может быть, именно поэтому там появились самые искусные охотники за змеями и заклинатели. На берегах Нила я видел представления куда более сложные, чем в Индии.
...Кобры были символом царского величия. Тиары в виде кобр венчают головы египетских статуй. Клеопатра погибла от укуса кобры. Маги при дворе фараонов могли превращать змею в палку, повторяя чудо, некогда сотворенное пророком Моисеем. Видимо, они сдавливали змее шею так, что парализовывался мозг и змея становилась твердой, как палка.
Африканские колдуны превосходно знают повадки змей. Европейцы в тропической Африке нередко обращаются к колдунам, если заподозрят присутствие змеи в своем доме. И почти никогда не бывает, чтобы мганга не обнаружил змеи и ушел без вознаграждения. А что значат пять или десять шиллингов, когда дом избавляется от мамбы?
Обычно колдун приносит с собой свирель и начинает наигрывать свою мелодию в разных частях помещения, ожидая, когда мамба выскользнет на открытое место. Гибкое, грациозное создание, но оно несет в своем зубе достаточно яда, чтобы укусить слона. Колдун улучает момент, быстро захватывает змею раздвоенной на конце палкой и бросает в свою сумку. В наши дни это почти всегда мошенничество. Колдун обычно подбрасывает в дом прирученную змею, у которой вырваны ядовитые зубы, а затем силами «чар» вызывает ее из убежища.
Лучшим заклинателем своего времени был, вероятно, шейх Муса (арабское Моисей) из Луксора, известный многим тысячам туристов. Дед и отец Мусы тоже были заклинателями и погибли от змеиных укусов. Та же участь постигла и младшего сына Мусы, когда он отправился в пустыню за змеями. Муса всегда считал, что и его ожидает такой конец. И действительно, он умер в 1939 году, когда слишком настойчиво пытался извлечь кобру из ее гнезда.
Шейх Муса никогда не прибегает к обману. До начала представления он разрешал обыскать и даже раздеть себя. Змеи, которых он извлекал из нор под глинобитными хижинами, не были ручными. Он мог почуять скорпиона, затаившегося под камнем, или змею в ее убежище. По словам Мусы, запах змеи напоминает нашатырный спирт.
Монотонным пением Муса выманивал змей из их гнезда и подзывал к себе. Иногда кобра бросалась на него. Муса мягко отгонял ее своей палочкой. Потом кобра поднималась и пристально смотрела на заклинателя. Муса ждал этого момента. Продолжая напевать, он медленно приближался к змее. Затем опускал руку на землю, и кобра клала свою голову ему на ладонь.
Такие представления могли показывать и другие заклинатели, в том числе главный смотритель лондонского зоопарка по имени Бадд. Номер этот был гвоздем программы очень способного заклинателя Хусейна Миа, который многие годы показывал его в Кейптауне. Но у старого Мусы были и другие поразительные номера, и их могли повторить лишь немногие заклинатели прошлого и настоящего. Очертив палочкой круг на песке, Муса сажал туда только что пойманную кобру, и она оставалась в этом круге, как привязанная, до тех пор, пока Муса не отпускал ее. Не спорю, многие могут таким же образом заворожить курицу. Но попробуйте проделать это с коброй! В конце Муса сажал в такой же круг четыре или пять змей и всех их завораживал. Зрители хорошо видели, что змеи пытались выбраться из круга, но ни одна не уползала далеко, пока Муса на нее смотрел.
Несомненно, что своим пением Муса просто хотел воздействовать на публику, так как змеи почти ничего не слышат. Однако они воспринимают высокие звуки флейты. Существует мнение, что кожа змеи или кончики ее ребер реагируют на определенные колебания воздуха, например, от шагов по земле. А звуки флейты скорее возбуждают кобру, чем усыпляют...
Понаблюдайте за заклинателем и его плоскими корзинками, и вы увидите, что он вынимает змей не звуками флейты. Заклинатель слегка постукивает по корзинке, и тогда появляется змея. В искусстве заклинателя змей нет ничего сверхъестественного. Но зрители редко понимают, что происходит на самом деле. Им кажется, что змея извивается и покачивается в такт музыке, а в действительности она следует за движением руки человека. Присмотритесь внимательно к заклинателю, и вы увидите, что умелые движения его руки и тела направляют действия змеи. Он всегда извлекает змею медленно, боясь возбудить ее. Если же змея проявляет признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзинку и выбирает для представления другую.
Еще один известный египетский заклинатель змей, Хадж Ахмед, друг Рассел-паши, утверждает, что может заворожить змею свистом. Он поставлял редких змей зоопаркам и производителям вакцины. Хадж Ахмед был членом «Рифаи» - тайного общества заклинателей змей. Общество это носило религиозный характер и подчинялось строгому уставу. Он сделал себе прививку, как и остальные члены общества. Однако полного иммунитета против укуса змей не существует. Его карьера была весьма успешной вплоть до того дня, когда он погиб от укуса кобры.
Рассел-паша держал в штате каирской городской полиции специального эксперта англичанина Бейна. И Рассел, и Бейн изучали технику заклинателей и пришли к одним и тем же выводам. Они считали, что секрет выманивания змей из их убежища нередко заключается в умении заклинателя подражать звукам змеи. Конечно, во время спячки змею ничем нельзя пробудить, но в брачный период заклинатель, имитируя специфическое шипение самки, заставляет самца выползать на звук. Однако я слышал другое объяснение, пока был в Египте. Мне сказали, что опытный заклинатель использует змеиные экскременты, запах которых привлекает других змей. По-моему, это объяснение имеет под собой научную основу. Говорят, что этот способ особенно эффективен при ловле гадюк.
Рассел-паша отмечал, что у заклинателя должен быть зоркий глаз и быстрые руки. Я бы добавил к этому и способность в любом возрасте ни на миг не отвлекаться от танца змеи. Многие заклинатели погибли лишь потому, что во время представления думали о чем-то другом.
Когда я впервые столкнулся с песками и странностями Египта (это было через пять лет после первой мировой войны), мне встретился особый тип молодых заклинателей змей, представления которых были настолько возбуждающи, что правительству пришлось ограничить их деятельность. В кафе на бульваре Порт-Саид или даже на священной веранде отеля «Ше-ферд» эти отчаюги подходили к нашему столику и предлагали посмотреть, как они будут заглатывать живую кобру. Находились любители острых ощущений, которые всегда были готовы заплатить за такое зрелище. Но даже сильные мужчины чувствовали себя при этом плохо, а женщины падали в обморок.
Я помню одного молодого парня, который держал в своих длинных черных волосах скорпиона и носил на себе кобру. Некоторые заклинатели смазывали свое тело змеиным жиром, надеясь тем самым снискать милость у змеиного племени. Возможно, это им удавалось.
Особенно долго я раздумывал над одним номером. Заклинатель хватал кобру за шею, сдавливал ее так, что раскрывалась огромная пасть, и плевал туда. Не очень эстетичное зрелище. Но реакция змеи была совершенно неожиданной. Мгновенно она деревенела, и ею можно было манипулировать, как тросточкой. Много лет спустя мне объяснили, что в слюне заклинателя был наркотик, который оказывал на змею мгновенное действие. Это как раз один из тех номеров, которые кажутся сверхъестественными.
Некоторые заклинатели, показывая на две маленькие ранки на пальце, делают вид, что их укусила кобра. Можете быть уверены, что «укус» был там еще до начала представления. Они обычно прикладывают к ранке пористый «змеиный камень» - средство, которое они никогда бы не применили, если бы их действительно укусила змея.
Заклинатели всегда отдают предпочтение кобре. Несомненно, зловещий капюшон усиливает впечатление от зрелища. Надо сказать, что кобра раздувает свой капюшон лишь в возбужденном состоянии, следовательно, двигаясь за дудочкой заклинателя, змея не находится под гипнозом и, конечно, не танцует. Скорее всего, она следит за движениями заклинателя. Разумеется, и заклинатель тоже внимательно наблюдает за глазами змеи, чтобы знать, не собирается ли она вцепиться ему в руку.